Разговор с подростком

 

Ваш ребёнок уже не тот, что прежде: он не ищет вашего одобрения и не бежит за советом при любом удобном случае. Он становится старше, самостоятельнее, и уже не считает вас всезнающим «гуру», а его авторитеты теперь — друзья.

 

Для многих родителей такое поведение ребёнка неприемлемо. Однако стоит понять и принять — он уже не будет таким, как раньше. Вам же необходимо находить способы взаимодействия, которые не испортят отношения с вашим взрослеющим ребёнком. И самый главный — общение.

 

Как не надо себя вести?

 

Часто родители раздражаются и начинают повышать голос, стараясь придать своим словам большей убедительности. Однако это путь в никуда. Если ваш ребёнок что-то сделал не так, это не значит, что он хотел навредить, напротив, он счёл это правильным. И когда вы начинаете на него кричать, возрастает непонимание. Подросток не понимает, почему вы на него кричите, и что вызвало такую бурю эмоций.

 

Понятно, что вы желаете оградить его от ошибок и боли. Но важно понять, что именно через несоответствие родительским требованиям, протесты и непослушание подросток выражает наши «слабые места» в отношениях. Именно они требуют «лечения».

 

Поменяйтесь местами

 

Для того чтобы понять состояние подростка, можно выполнить одно простое упражнение. Вместо того чтобы угрожать, запрещать, кричать, поставьте себя на его место. Просто остановитесь и представьте, что вы — это ваш ребёнок в том же возрасте и с теми же эмоциями. Что вы чувствуете? Недовольство, претензии, критику, ярость, несоответствие ожиданиям и прочий негатив.

 

Что вам захотелось в этот момент? Скорее всего, сбежать подальше, уйти от этой непрекращающейся лавины осуждения. Всё верно, многие подростки чувствуют то же самое, а иногда — выполняют, уходят из дома, усиливая протест.

 

В таких условиях не может быть и речи о самовыражении вашего ребёнка, творчестве, поиске своего «Я». Наша задача как родителей не быть категоричными в своих осуждениях и запретах, а находить пути взаимодействия, направлять, поддерживать, советовать, мотивировать.

 

Даже если подросток делает что-то не так, что не вяжется с вашими представлениями о норме, это не стоит оскорблений и криков. Помогите ему найти правильное русло в спокойной обстановке взаимопонимания.

 

И напоследок.

 

Говоря с подростком на какую-то неприятную для вас тему, не критикуйте и не оскорбляйте. Говорите ему о том, что вы чувствуете, когда он ведёт себя определённым образом. Например, если вы видите беспорядок в его комнате, не называйте его «неряхой» и «лодырем». Спокойно скажите о том, что вам неприятно видеть разбросанные вещи, что это вас расстраивает, и вы чувствуете усталость, когда приходится убираться за ним.

 

Можно и вовсе уйти от негатива и перевести в позитив: «Ты знаешь, мне было бы так приятно, если бы ты помыл(а) за собой посуду». Если это подействует, и ребёнок выполнит просьбу, обязательно похвалите его, не оставляйте этот факт без внимания! Позитивные эмоции помогут наладить дружеский контакт с подростком.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here